С.Каспаров: «...Трудно научить тому, чего сам не умеешь».

15 ноября 2013

Белорусский гроссмейстер Сергей Каспаров поделился с родителями и тренерами своим представлением о современном тренинге юных шахматистов.

- Сейчас на дворе 21 век, соответственно претерпело изменения обучение шахматам. Конечно, трудно объять необъятное в рамках одного интервью, но попытайтесь рассказать, каким вы видите современное тренировочное занятие?

Думаю, что теперь необходимо использование компьютера. Что касается дебюта,то подразумевается в первую очередь БАЗЫ партий, затем включение «Гудини» (или иной программы) для анализа создающихся позиций. Для изучения эндшпиля хороши учебники. Миттельшпиль — то же + партии из базы, желательно с комментариями. Кроме того, нынче нет надобности таскать на соревнования многочисленные тетради и прочую «бюрократию». Можно записывать в Wordе и сохранять в компьютере. Удивляюсь, например, видя распечатки партий у детей. Ведь это всё замечательно умещается в НОУТБУКЕ. Причём фигурки ДВИГАЮТСЯ на мониторе, можно и анализ включить. А насколько медленнее смотреть на распечатку и двигать на деревянной доске. В ноутбук можно «положить» и необходимые книги.

- Сколько примерно часов в неделю целесообразно отводить на занятия? Понимаю, конечно, что во всем надо исходить из поставленных целей.

Предположим, что уровень шахматиста около КМС и выше. Более слабые меня не интересовали, и я не являюсь специалистом в работе с «грудничками». Если ребёнку в радость, то заниматься можно хоть и каждый день. Часов? Взависимости от «плотности» работы. Если во время 2-часовой тренировки успеваете просмотреть лишь одну партию, то… можно и много часов. Сам весьма дорожу временем, посему предпочитаю заранее готовиться к уроку, и тогда движение значительно быстрее. И 3-х часов в день, наверное, достаточно.

- Насколько важна домашняя работа или в ней нет огромной необходимости при условии, если занятия качественные и отвечают всем современным требованиям?

Совсем без домашней работы трудно. Хотя бы минимум времени нужно потратить на неё. Скажем, повторить пройденные варианты, иногда что-то порешать. Обычно во время индивидуального занятия стараюсь не давать «задачек» (это он может делать и дома) и т. п., экономя время подопечного.

- Сколько необходимо уделять внимания тренировке разных этапов игры: дебютам, миттельшпилю, эндшпилю? Ну, например, в процентном отношении.

Друзья, всё высказанное здесь — не истина в последней инстанции, а лишь субъективное мнение. Предположим, ваша цель стать минимум гроссмейстером, максимум — войти в элиту или даже… В таком случае дебюту уделил бы не менее 60-70% времени. По ходу сего изучается ведь и миттельшпиль (типовые позиции). Остальные 30% времени — эндшпиль и остальное. Эндшпиль когда-то «закончится», там ведь статичные оценки, едва ли появляются новаторские идеи. А вот в дебютах нужно постоянно «мониторить» новинки и т. д. Для этого необходимо обновлять базы партий. Пока это реально бесплатно доставать в интернете.

- Что должно доминировать практика или теория? Лучше больше играть в турнирах или больше тренироваться?

Резонно вдумчиво составлять график турниров. Ботвинник, кажется, рекомендовал играть мало(?), но слышал я и выражения, типа «в их возрасте нужно играть как можно больше». Последнее представляется крайне сомнительным, а Ботвинник говорил давнооооо, времена нынче иные. Не вижу смысла играть везде подряд, не успевая даже подробно проанализировать десятки поединков. И на тренировки останется мало времени. Впрочем, некоторым тренерам, наверное, удобнее, когда вместо занятий дети играют.

- В каких турнирах должен играть ребенок уровня 1 разряда — КМС, решивший серьезно заниматься шахматами?

Если финансы позволяют, то с более сильными соперниками. Иногда это может быть и в своём городе (имею в виду Могилёв), но желательно в обсчитываемых турнирах, наверное. Будет виден примерный рост, либо деградация.:)

- В чем польза индивидуальных занятий в отличие от групповых? Обязательны ли они?

Не знаю, как у других, но я во время индивидуальной работы успеваю подать информацию в несколько раз большую, чем на групповых тренировках в ДЮСШ (за подобный промежуток времени). По окончании урока посылаю ученику по e-mail просмотренный материал. Таким образом, ребёнку не приходится ничего записывать. Всё и так будет иметь на своём компьютере. Но, конечно, в ДЮСШ веселее. Разные люди, шутки, смех, если ребёнок умён — все оценят его превосходство в ответах и т. п. Много ли от этого пользы? «Кто знает Ватсон, кто знает…» Недавно (в одной из стран СНГ) шокирован был, узнав, что за полгода практически ни одного дебюта не «поставили» перспективному ребёнку. Как говорится: «ноу комментс».

- Имеет ли значение квалификация тренера для прогресса ученика?

«Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты». До недавнего времени считал что, без сомнения, тренер должен быть значительно сильнее ученика. Летом в Африке такие же слова произнёс мне гроссмейстер (и тренер) с ЭЛО ~ 2650. Однако, давеча странную историю поведал коллега (ЭЛО 2450-2500, тоже из СНГ). Некоторое время поработал с талантливым малышом. Несколько раз неизменно удачно (результат мальчугана) съездил с ним на турниры. Казалось бы, ничто не сможет остановить эту «связку», и кроха обречён на тотальный успех… Но что бы вы думали? Родители и дитё выбрали доброго лояльного шахматиста, показывающего в турнирах перфоманс порядка 1700-1900 … Так что, мнения разные, похоже. Всё же, полагаю: трудно научить тому, чего сам не умеешь.:)

- Не открою большого секрета, если скажу, что подготовка профессионального спортсмена — это не только обеспечить его багажом определенных знаний, умений, навыков, но еще и формирование в нем необходимых для побед качеств характера. Это тоже должно быть в поле зрения тренера или эти качества нельзя воспитать искусственным путем?

Всякий раз могу парировать: сам не имел тренера практически, значит, школьник в состоянии вместе с родителями сформировать характер. Ну, а если тренер что-то подскажет, тоже неплохо. Думаю, что необходимо:

1) заниматься ОФП: «В здоровом теле — здоровый дух»;

2) если от результата не зависит, будет ли сегодня на что купить поесть, то ребёнок сможет играть раскованней. Отсюда и стиль. Можно почитать про Тиграна Петросяна, например, про Рустама и Гату Камских.

- Как правильно анализировать сыгранную партию?

Точнее было бы, не как «правильно», а как я анализирую))).

1) ввожу в компьютер;

2) вставляю внутрь (дебютная часть) фрагменты из партий более сильных шахматистов;

3) продолжаю анализ с «Гудини», вставляя варианты усиления;

Трогательно слышать (или видеть даже) про анализ БЕЗ компа на уровне 1 разряда и КМС. Помилуйте, при всём уважении, вы ж и половины тактики не заметите. А как поймёте, правы ли вы в дебюте?

- Стоит ли критиковать и даже ругать, как многие тренера и родители делают, ребенка за ошибки?

Едва ли это конструктивно. У меня более лояльный стиль работы. К тому же, в последнее время чаще приходилось не ругать, а хвалить и восхищаться))).

- Как определить предел нагрузки для ребенка, который переступать нельзя?

Сами увидите по его поведению, наверное. Если уже невнимателен становится, значит устал. Во время занятия обязательно делаю 1-2 кратеньких перерывчика. Ну и нежелательна подряд умственная нагрузка, вроде: школа-шахматы. Вот, скажем, школа-пробежка-шахматы, школа-велосипед-шахматы выглядит «здоровее». К тому же, во время участия в турнирах, можно даже гуляя по парку, например, совмещая приятное с полезным, обсуждать сыгранные партии, без доски. Если ребенок внимает адекватно, то польза будет и от этого.

- Как понять и тренеру, и родителям, что они поставили перед ребенком нереальную, недостижимую цель?

Ну, если тренер уверяет, что «будешь знать все дебюты до 30-го хода», то это недостижимая цель. А если «попытаемся стать чемпионом Беларуси в возрасте», то более реальная.

- «Золотой век атаки» сменился эрой академического стиля. Таль — уже не в моде. Тренера учат детей играть надежно, без риска. А не приведет ли это в дальнейшем к позиционному топтанию?

Думается, нынче, как и раньше, есть шахматисты разных стилей. Когда-то контактировал с перспективнейшим малышом. В результате его стиль САМ СОБОЙ стал меняться. Вот уже я угадываю порядка 80% его ходов во время онлайна чемпионатов Мира, Европы и т. д. Спокойные технические позиции трактует, порой, виртуозно (для возраста). Вдруг, откуда ни возьмись, кроха заявляет «я буду МЕНЯТЬ стиль». Что за бред? Зачем ломать-то, тем более что удачно всё? Пусть бы САМО СОБОЙ происходило… Картина маслом. Ребёнок проигрывает решающие партии, неуверенно ведя атакии получая плохие позиции в тактических перепалках. Посудите сами, если применяя «пассивные» дебюты шахматист набирает в два раза больше очков, чем «агрессивный» коллега, то кто живёт лучше?

- Ян Амос Коменский сказал: «Достижения наших учеников в абсолютной степени являются их непосредственными заслугами, а их ошибки и неудачи полностью лежат на совести учителя». Как, с вашей точки зрения, сказанное могло быть применимо к шахматам?

Ну, если учитель ОДИН, то на его совести и успех и неудача. А если (сейчас это, в моде?) тренеров 3-5-10 (и все разного уровня), то может быть «у семи нянек дитя без глаза»))). Как понять, кто в чём виноват?

- Сейчас стало модным тренировать в интернете. Как вы к этому относитесь?

Хорошо отношусь и периодически этим занимаюсь. Сия возможность отличает шахматы от волейбола, хоккея и т. д. Только во время моих уроков фигурки «двигаются» по монитору. Но не на деревянной доске, что замедляет процесс раза в три.

- Спасибо, Сергей, за искренние ответы.

Беседовала Алена Артемова, специально для openсhess.by