С.Каспаров: «...Трудно научить тому, чего сам не умеешь».
Белорусский гроссмейстер Сергей Каспаров поделился с родителями и тренерами своим представлением о современном тренинге юных шахматистов.
- Сейчас на дворе 21 век, соответственно претерпело изменения обучение шахматам. Конечно, трудно объять необъятное в рамках одного интервью, но попытайтесь рассказать, каким вы видите современное тренировочное занятие?
Думаю, что теперь необходимо использование компьютера. Что касается дебюта,то подразумевается в первую очередь БАЗЫ партий, затем включение «Гудини» (или иной программы) для анализа создающихся позиций. Для изучения эндшпиля хороши учебники. Миттельшпиль — то же + партии из базы, желательно с комментариями. Кроме того, нынче нет надобности таскать на соревнования многочисленные тетради и прочую «бюрократию». Можно записывать в Wordе и сохранять в компьютере. Удивляюсь, например, видя распечатки партий у детей. Ведь это всё замечательно умещается в НОУТБУКЕ. Причём фигурки ДВИГАЮТСЯ на мониторе, можно и анализ включить. А насколько медленнее смотреть на распечатку и двигать на деревянной доске. В ноутбук можно «положить» и необходимые книги.
- Сколько примерно часов в неделю целесообразно отводить на занятия? Понимаю, конечно, что во всем надо исходить из поставленных целей.
Предположим, что уровень шахматиста около КМС и выше. Более слабые меня не интересовали, и я не являюсь специалистом в работе с «грудничками». Если ребёнку в радость, то заниматься можно хоть и каждый день. Часов? Взависимости от «плотности» работы. Если во время 2-часовой тренировки успеваете просмотреть лишь одну партию, то можно и много часов. Сам весьма дорожу временем, посему предпочитаю заранее готовиться к уроку, и тогда движение значительно быстрее. И 3-х часов в день, наверное, достаточно.
- Насколько важна домашняя работа или в ней нет огромной необходимости при условии, если занятия качественные и отвечают всем современным требованиям?
Совсем без домашней работы трудно. Хотя бы минимум времени нужно потратить на неё. Скажем, повторить пройденные варианты, иногда что-то порешать. Обычно во время индивидуального занятия стараюсь не давать «задачек» (это он может делать и дома) и т. п., экономя время подопечного.
- Сколько необходимо уделять внимания тренировке разных этапов игры: дебютам, миттельшпилю, эндшпилю? Ну, например, в процентном отношении.
Друзья, всё высказанное здесь — не истина в последней инстанции, а лишь субъективное мнение. Предположим, ваша цель стать минимум гроссмейстером, максимум — войти в элиту или даже В таком случае дебюту уделил бы не менее 60-70% времени. По ходу сего изучается ведь и миттельшпиль (типовые позиции). Остальные 30% времени — эндшпиль и остальное. Эндшпиль когда-то «закончится», там ведь статичные оценки, едва ли появляются новаторские идеи. А вот в дебютах нужно постоянно «мониторить» новинки и т. д. Для этого необходимо обновлять базы партий. Пока это реально бесплатно доставать в интернете.
- Что должно доминировать практика или теория? Лучше больше играть в турнирах или больше тренироваться?
Резонно вдумчиво составлять график турниров. Ботвинник, кажется, рекомендовал играть мало(?), но слышал я и выражения, типа «в их возрасте нужно играть как можно больше». Последнее представляется крайне сомнительным, а Ботвинник говорил давнооооо, времена нынче иные. Не вижу смысла играть везде подряд, не успевая даже подробно проанализировать десятки поединков. И на тренировки останется мало времени. Впрочем, некоторым тренерам, наверное, удобнее, когда вместо занятий дети играют.
- В каких турнирах должен играть ребенок уровня 1 разряда — КМС, решивший серьезно заниматься шахматами?
Если финансы позволяют, то с более сильными соперниками. Иногда это может быть и в своём городе (имею в виду Могилёв), но желательно в обсчитываемых турнирах, наверное. Будет виден примерный рост, либо деградация.:)
- В чем польза индивидуальных занятий в отличие от групповых? Обязательны ли они?
Не знаю, как у других, но я во время индивидуальной работы успеваю подать информацию в несколько раз большую, чем на групповых тренировках в ДЮСШ (за подобный промежуток времени). По окончании урока посылаю ученику по e-mail просмотренный материал. Таким образом, ребёнку не приходится ничего записывать. Всё и так будет иметь на своём компьютере. Но, конечно, в ДЮСШ веселее. Разные люди, шутки, смех, если ребёнок умён — все оценят его превосходство в ответах и т. п. Много ли от этого пользы? «Кто знает Ватсон, кто знает » Недавно (в одной из стран СНГ) шокирован был, узнав, что за полгода практически ни одного дебюта не «поставили» перспективному ребёнку. Как говорится: «ноу комментс».
- Имеет ли значение квалификация тренера для прогресса ученика?
«Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты». До недавнего времени считал что, без сомнения, тренер должен быть значительно сильнее ученика. Летом в Африке такие же слова произнёс мне гроссмейстер (и тренер) с ЭЛО ~ 2650. Однако, давеча странную историю поведал коллега (ЭЛО 2450-2500, тоже из СНГ). Некоторое время поработал с талантливым малышом. Несколько раз неизменно удачно (результат мальчугана) съездил с ним на турниры. Казалось бы, ничто не сможет остановить эту «связку», и кроха обречён на тотальный успех Но что бы вы думали? Родители и дитё выбрали доброго лояльного шахматиста, показывающего в турнирах перфоманс порядка 1700-1900 Так что, мнения разные, похоже. Всё же, полагаю: трудно научить тому, чего сам не умеешь.:)
- Не открою большого секрета, если скажу, что подготовка профессионального спортсмена — это не только обеспечить его багажом определенных знаний, умений, навыков, но еще и формирование в нем необходимых для побед качеств характера. Это тоже должно быть в поле зрения тренера или эти качества нельзя воспитать искусственным путем?
Всякий раз могу парировать: сам не имел тренера практически, значит, школьник в состоянии вместе с родителями сформировать характер. Ну, а если тренер что-то подскажет, тоже неплохо. Думаю, что необходимо:
1) заниматься ОФП: «В здоровом теле — здоровый дух»;
2) если от результата не зависит, будет ли сегодня на что купить поесть, то ребёнок сможет играть раскованней. Отсюда и стиль. Можно почитать про Тиграна Петросяна, например, про Рустама и Гату Камских.
- Как правильно анализировать сыгранную партию?
Точнее было бы, не как «правильно», а как я анализирую))).
1) ввожу в компьютер;
2) вставляю внутрь (дебютная часть) фрагменты из партий более сильных шахматистов;
3) продолжаю анализ с «Гудини», вставляя варианты усиления;
Трогательно слышать (или видеть даже) про анализ БЕЗ компа на уровне 1 разряда и КМС. Помилуйте, при всём уважении, вы ж и половины тактики не заметите. А как поймёте, правы ли вы в дебюте?
- Стоит ли критиковать и даже ругать, как многие тренера и родители делают, ребенка за ошибки?
Едва ли это конструктивно. У меня более лояльный стиль работы. К тому же, в последнее время чаще приходилось не ругать, а хвалить и восхищаться))).
- Как определить предел нагрузки для ребенка, который переступать нельзя?
Сами увидите по его поведению, наверное. Если уже невнимателен становится, значит устал. Во время занятия обязательно делаю 1-2 кратеньких перерывчика. Ну и нежелательна подряд умственная нагрузка, вроде: школа-шахматы. Вот, скажем, школа-пробежка-шахматы, школа-велосипед-шахматы выглядит «здоровее». К тому же, во время участия в турнирах, можно даже гуляя по парку, например, совмещая приятное с полезным, обсуждать сыгранные партии, без доски. Если ребенок внимает адекватно, то польза будет и от этого.
- Как понять и тренеру, и родителям, что они поставили перед ребенком нереальную, недостижимую цель?
Ну, если тренер уверяет, что «будешь знать все дебюты до 30-го хода», то это недостижимая цель. А если «попытаемся стать чемпионом Беларуси в возрасте», то более реальная.
- «Золотой век атаки» сменился эрой академического стиля. Таль — уже не в моде. Тренера учат детей играть надежно, без риска. А не приведет ли это в дальнейшем к позиционному топтанию?
Думается, нынче, как и раньше, есть шахматисты разных стилей. Когда-то контактировал с перспективнейшим малышом. В результате его стиль САМ СОБОЙ стал меняться. Вот уже я угадываю порядка 80% его ходов во время онлайна чемпионатов Мира, Европы и т. д. Спокойные технические позиции трактует, порой, виртуозно (для возраста). Вдруг, откуда ни возьмись, кроха заявляет «я буду МЕНЯТЬ стиль». Что за бред? Зачем ломать-то, тем более что удачно всё? Пусть бы САМО СОБОЙ происходило Картина маслом. Ребёнок проигрывает решающие партии, неуверенно ведя атакии получая плохие позиции в тактических перепалках. Посудите сами, если применяя «пассивные» дебюты шахматист набирает в два раза больше очков, чем «агрессивный» коллега, то кто живёт лучше?
- Ян Амос Коменский сказал: «Достижения наших учеников в абсолютной степени являются их непосредственными заслугами, а их ошибки и неудачи полностью лежат на совести учителя». Как, с вашей точки зрения, сказанное могло быть применимо к шахматам?
Ну, если учитель ОДИН, то на его совести и успех и неудача. А если (сейчас это, в моде?) тренеров 3-5-10 (и все разного уровня), то может быть «у семи нянек дитя без глаза»))). Как понять, кто в чём виноват?
- Сейчас стало модным тренировать в интернете. Как вы к этому относитесь?
Хорошо отношусь и периодически этим занимаюсь. Сия возможность отличает шахматы от волейбола, хоккея и т. д. Только во время моих уроков фигурки «двигаются» по монитору. Но не на деревянной доске, что замедляет процесс раза в три.
- Спасибо, Сергей, за искренние ответы.
Беседовала Алена Артемова, специально для openсhess.by